Год: 2018
Клиент: ГК «Стройтэкс»
Allegoria Mosca
Москва, ЦАО, Остоженка, вл. 4-6
КОНТЕКСТ
ГЕНЕЗИС ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА
Рассматриваемая территория находится в историческом центре Москвы, в начале юго — западного сектора Земляного города, на пересечении улиц Пречистенки и Остоженки и площади Пречистенские Ворота.

В основе современной улицы Остоженки лежит древняя важная транзитная трасса — дорога из Киева через Смоленск во Владимир, близ которой в этом районе на берегу Москвы-реки находилось село Киевец. В древних летописях говорится также о существовании здесь великокняжеского села Семчинское. Села были окружены обширными угодьями, так называемым «Остожьем».

После того, как Смоленская дорога из этого района сместилась на линию современного Арбата, трасса будущей Остоженки утратила свое былое значение.

Градостроительное освоение местности начиналось со стороны Остоженки, продолжаясь вокруг Пречистенки. Период опричнины способствовал активному заселению этого района, здесь обосновались представители знатных фамилий.

Наличие свободных земель облегчало организацию крупных усадеб, которые в XVII — XVII преобладали в самом начале улиц. Характерной особенностью усадеб была свободная планировка с обширными садами и каменными палатами в глубине дворов.

В этом районе находятся три литературных музея: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева. Все они расположены в особняках начала XIX века.
1739


До XVI века открытая местность за чертой городских укреплений (поля и луга между дорогами) не заселялась. После присоединения Смоленска и основания Новодевичьего монастыря, она стала менее опасной. В состав города район вошел во второй половине XVI века. Местность была названа посадом. Начиная с XVII века на этом участке селилась, преимущественно, московская знать.

«Белые палаты» принадлежали князю Б. И. Прозоровскому, управляющему Оружейным приказом. Палаты были построены в 1685 и, примерно в это же время - в конце XVII века, были построены и «Красные палаты».
1812


Градостроительные мероприятия второй половины XVIII начала XIX века оказали существенное влияние на развитие планировки и застройки района. Разборка укреплений Белого города и последующая организация Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара и площади Пречистенских ворот, осуществленная уже после пожара 1812 года, изменили характер восприятия территории в структуре городского пространства. Красная линия вновь образуемой площади Пречистенских ворот сильно срезала внешний угол территории рассматриваемого квартала и владения. Линии улиц были оставлены в прежних очертаниях.

В 1816 году, после пожара, здесь было построено здание, ныне доходный дом Чилищевой. Перестроен в стиле ампир в 1847 году, а в 1870 году преобретает в формы эклектики.
1852


После пожара 1812 года проект планировки этого важного узла в системе города был откорректирован. На ситуационном плане нанесены новые красные линии улиц. Согласно этому плану, территория площади Пречистенских ворот, по сравнению с планом 1775 года, сокращалась, а угол квартала был практически возвращен к прежнему состоянию. Красные линии Пречистенки подверглись незначительной корректировке, а трасса Остоженки потребовала существенного расширения. Ее новые красные линии срезали большинство выходивших на нее строений, в том числе южно-торцовую часть здания Красных палат.

В период после пожара, в основном, сложился существующий ансамбль Пречистенки. Он определялся небольшими домами, среди которых возвышались более старые здания, перестроенные в характерных для ампира приемах. Площадь Пречистенских ворот была оформлена невысокими доходными домами.
1937


Строительство Храма Христа Спасителя, освященного в 1883 году и ставшего общегородской крупномасштабной доминантой, несмотря на непосредственную близость рассматриваемой территории к нему, не повлекло за собой изменений ее объемно-пространственного решения. Предписание привести границы домовладения на стрелке в соответствие с красной линией Остоженки и снести выходившие за ее пределы строения представлялось, по-видимому, не столь важным, и не выполнялось. Решение данной проблемы было осуществлено в советский период, после 1926, что было связано с проектированием и началом строительства Дворца Советов. В 1970-е застройка на стрелке улиц была снесена. Объем древних палат был отреставрирован. Стрелка улиц благоустроена, здесь, после сноса исторической застройки в 1970-х, организован сквер со скульптурным памятником Энгельсу.
ОБЪЕКТЫ НА ТЕРРИТОРИИ
Улица Остоженка 6, стр. 1


Дом был построен в 1816 году сенатором Мухановым в усадьбе, которая ранее принадлежала роду Римских-Корсаковых. Перестроен в стиле ампир в 1847 архитектором В. Ф. Громовским, а в 1870 г. - в формах эклектики по проекту архитектора Н. И. Гущина. Фасады хорошо сохранили структуру и элементы поздней декоративной отделки. Наиболее интересен главный фасад, включающий черты ампирной композиции.
Улица Остоженка 1/2


Красные палаты возведены рядом с Белыми палатами на Пречистенке, на самом высоком месте участка, в 80-х годах XVII века. До наших дней Красные палаты в первоначальном виде не сохранились. Свою первую реконструкцию они претерпевают в 20-х годах XIX века. В 1972 году была высказана идея о снесении Красных и соседних Белых палат как малоценных строений, однако замысел не осуществился.
Улица Пречистенка 3


Строительство палат было начато в 1685 году и завершено в 1688. Белые палаты выполняли роль главного дома усадьбы князя Прозоровского. С 1712 по 1713 год палаты перестраивали. В 1850-х совершена пристройка к дому, перестроен экстерьер. С конца XIX по начало XX века здесь располагался трактир, позже был открыт кинотеатр. В 1972 началась реставрация, которая окончилась только в 1995 году. В результате, к дому была добавлена пристройка.
Улица Остоженка 4


Палаты Римских-Корсаковых построены не позднее 40-х годов XVIII века. К 1756 году палаты приобрели п-образную форму. В 1816–1817 Н. А. Римский-Корсаков перестраивает палаты в связи с тем, что часть здания выступает за красную линию улицы - эта часть разбирается. Палаты преобразуются в одноэтажный особняк в стиле ампир на полуподвале, с каменным мезонином из 5 окон, очертания которого читаются в современном объеме здания.
Улица Остоженка 6 Стр. 3


В силу стечения многих обстоятельств, вплоть до недавнего времени облик Остоженки оставался практически неизменным. Из-за «лоскутности» застройки здесь оказалось много площадок, пригодных к строительству. Первым проектом «нового времени» на Остоженке стало здание «Опера Хаус», строительство которого началось в 1994 году. Дом считается первой новостройкой на улице.
Улица Остоженка 8


Крепкий доходный дом №8 1901 года, пышно декорированный, один из первых, где появился электрический лифт. Сооружение является Ценным градоформирующим объектом. Некогда в стенах здания расселяли московских академиков и профессоров. Архитектор О.О. Шишковский.
Современные Остоженка и Пречистенка были двумя оврагами, обрамлявшими протекавший здесь ручей Черторый, который, в свою очередь, впадал в Москву-реку. Чертовый находился на месте нынешнего Соймоновского проезда.

Такая структура рельефа стала основой для сословного расселения в этом месте. Тем самым территория, разрабатываемая нами, исторически являлась узловой, переломной.


Анализ структуры важнейших культурных институций Москвы, подвел нас к выводу о том, что наша территория находится в их геометрическом и смысловом эпицентре.
Проанализировав историю развития места, его контекст, мы предложили сделать новую структуру открытой для города, его жителей, и, тем самым, создать здесь новую важную точку на культурной карте Москвы.
УСТРОЙСТВО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА
Архитектура комплекса продиктована сочетанием образной интерпретации древних московских палат и итальянских палаццо. Новый жилой комплекс — городской дворец, жилой палаццо в самом центре исторического города. Площадь между Белыми, Красными палатами и новым Палаццо — это пьяцетта — небольшая городская площадь. Такие площади, распространённые в итальянских городах, ранее были свойственны и для старой Москвы, но позднее, к сожалению, утрачены. Маленькие городские площади всегда создавали уют, жилой масштаб среды, теплоту городской атмосферы, были центрами притяжения, местом встреч и коммуникаций.


В своём проекте мы возвращаем утраченный формат небольшой площади — пьяцетты, насыщая двор между палатами и всеми постройками будущего комплекса событийным контентом и инфраструктурой для будущих жильцов.

Николай Переслегин
«Это очень непростая задача, возможно одна из самых профессионально сложных - работа в таком месте может быть только в режиме хирургического вмешательства. Кроме того, наши исследования показали, что в этом месте бесконечное количество наслоений исторических и событийных пластов - старинные палаты; тектонический излом рельефа в этой части города, исторически повлиявший на структуру сословного расселения здесь; следы участия Аристотеля Фиораванти. Реакцией на это стал архитектурный спектакль, сюжетом которого является город и его история, а сценой - двор между Белыми и Красными палатами. Фасад нового дома - декорация к этому спектаклю. Это стало основной визуальной эмоцией проекта».

Сергей Переслегин
"Во всей истории, связанной с этим проектом наиболее интересны два момента.
Во-первых, это территория расположения объекта. Площадь, которая станет неким узлом, объединяющим все дома вокруг, задумана как уютный небольшой уголок тишины посреди шумного города. Любой европейский город контрастно сочетает улицы с небольшими площадями. В данном случае контраст оживленных Остоженки и Пречистенки с уютом маленькой площади, разнообразит ткань города, а площадь оживит стрелку улиц и весь район.
Второй момент - это событийный потенциал. Сейчас появляется довольно мало новых культурных проектов, а тут практически в самом центре Москвы откроется новый музей, образовательные и выставочные пространства. Это место, куда люди будут приходить, чтобы смотреть на красоту, слушать лекции и общаться - таких мест городу всегда не хватает.
Что касается самого проекта - мы постарались раскрыть и использовать все возможности этого места. Отдельных слов заслуживает фасад - сложная, неправильная форма камня, который должен держать фронт огромного пространства. Как здание биржи на Васильевском острове организует все пространство Невы, так и этот фасад завершает перспективу Волхонки.
Внутренняя структура комплекса - простая и сложная одновременно, системно структурирована. Она многослойна относительно двора, въездов и входов. Внутренний двор колодец с садом, многоуровневые квартиры, новое арт-пространство на небольшой уютной площади - все это словно квинтэссенция городской культурной жизни."

Георгий Трофимов
"Комплекс "Allegoria Mosca" - это, прежде всего, визуально яркое решение.

То, что проект не только нашел поддержку со стороны заказчика, но и прошел Архсовет - большое событие. Нам удалось соблюсти баланс между интересами города и желанием заказчика. В результате этого решения в историческом центре появится новое общественное пространство. Оно оживит площадь, которая, на данный момент, практически не участвует в городской жизни."
СМИ о проекте "Allegoria Mosca"